3. Криттика

Это третья по счёту Накшатра, символом которой является нож, лезвие бритвы.
Дэва, который курирует Криттику, — это Великий бог Огня Агни. Вторым же Дэвой, отвечающим за данную Накшатру является второй сын Шивы, бог Войны Картикея (Сканда).
Притча об образовании Агни (Бога Огня)
Собрались однажды все Боги на Яджну, устраиваемую самим Вишной. Все Дэвы и Риши с жёнами решили посетить её, столь знаменательно было на событие сие. Началось пиршество и через время для услады взора гостей пришедших устроил Вишну танец живота показательный, исполняемый танцовщицами небесными, Апсарами. Столь страстным было зрелище это, что жар вожделения воспылал в сердцах всех присутствующих. Но больше всех горел страстью сам Брахма и не в силах сдерживаться, изверг он семя своё и выбросил его сразу в окно, в океан безбрежный. Продолжался танец, шло время, и вдруг открылась дверь и вбежал в покои Вишну мальчик, бросившийся к Брахме, отцом родным называя Его и сея смуту среди сидящих. Был младенец никем иным, как Агни. И вслед за мальчиком нарушил уединение присутствующих Варуна, Бог дождя, Воды и того океана, куда Брахма кинул семя своё, священное (Варуна в ведической традиции был Дэвой, управляющим Океаном Пространства Вселенной). И разгорелся спор между двумя Дэвами, начавшими делить отцовство. И обратился тогда Брахма за советом к Шиве, который решил, что сын будет общим. Так появился на свет Агни, сын двух отцов, Брахмы и Варуны.
Рождение Картикеи (Бога Огня)
… Шла война жестокая меж Дэвов и Асуров. И был Асур Таракасура (Tarakasura), аскет великий. Столь неповторим был Таракасура в Тапасье (Tapasya — аскеза) своей, что сам Брахман спустился к нему и захотел вознаградить его. И возжелал Таракасура неуязвимости и бессмертия. Но не смог выполнить просьбу Асура Брахман, ответив, что не сделать ему Таракасуру неуязвимым и бессмертным, ибо разрушит это Вселенную и её порядок, сколь это удел Дэвов – быть бессмертными. Но дал Брахман выбор Асуру, сказав, что может он стать бессмертным и непобедимым для всех, кроме какого-то существа, которое назовёт сам Таракасура…
И сказал Таракасура: "Да буду я неуязвимым для всех существ во Вселенной кроме детей 7-ми дней от роду!" На что ответил Брахман: "Да будет так!" …Достиг своего статуса неуязвимсти Таракасура, пошёл войной на Дэвов и не было силы, которая могла бы остановить его… Совсем невмоготу стало жить Дэвам, пошли они за советом к Брахме. И решил Брахма помочь Дэвам немощным в борьбе с Таракасурой. Направил он Дэвов оставшихся к Шиве Великому и поручил достать им семя Шивы, чтобы сделать из спермы того существо, могущее победить Асура непобедимого.
Агни был лидером тех Дэвов, шедших за советом к Брахме. Страшен был Шива и никто не решался идти к нему с просьбой дерзкой. Не решался и сам Агни, хоть и было решено, что именно Агни пойдет к огненому Шиве за его семенем. Но подумав, принял Агни сметливый лебедя облик и решил предстать пред Шивой именно таким… Тем временем Шива на горе Кайлаш (Kaylash) Майтхуной был поглощён с Возлюбленной своей, Шакти. Но влетел вдругАгни, потерял на миг Великий концентрацию, и произошло семени столь нужного извержение. Подхватил его на лету Агни и полетел назад, храня семя в клюве. Но столь жарким было семя Шивы, что не выдержал Агни и на полпути до цели открыл он клюв и выплюнул его, не в силах выносить жара семени…
… И упало семя на землю пустынную, кустарником поросшую. Засветилась земля и родился младенец в пламени…Тем временем поблизости обитали жёны Саптариши, шесть красавиц несчастных, которые и нашли младенца, названного впоследствии Картикеей (Kartikeya). Давно женщины воздавали молитвы свои Брахману, прося детей у него, т.к. не было наследников ни у одной из шести. И при одном лишь взгляде на младенца огненного у всех как у одной начало выделяться молоко. Стали женщины спорить, кому кормить малденца, и тогда сам Брахман дал шесть голов ребёнку, дабы решить сей спор ненужный и все женщины были удовлетворены в желании своём. Так стал Картикея сыном шести женщин. Быстро рос мальчик, да так быстро, что через семь дней стал он уже воином могучим, встретился он в поединке равном с Таракасурой и низверг Асура…
Из всех вышеизложенных мифов вытекает то, что Криттика — это огненная Накшатра, которой управляет Картикея наряду с Агни. В ведической традиции она является неблагоприятной для всего, кроме войны и кровопускания, т.к. за ним стоит бог Войны, Сканда. Поэтому все Грахи, находящиеся в данной Накшатре означают разные скандалы, травмы, ранения, кровопролития и смерть. К примеру, Шукра в Криттике будет означать очень скандальные отношение со всеми окружаюшими, в семейной жизни, которое будет следствием того, что человек яростно будет отстаивать свои интересы, стремления и вкусы. Также такой человек будет невероятно сексуальным партнёром. Статус Накшатры подчёркивается ещё и тем, что Граха, курирующая Криттику — это Сурья, ещё один огненный фактор (и достаточно жестокий). Это люди нетерпеливые, стремящиеся к немедленному удовлетворению своих желаний.
Цитата от Варахамихиры: Чандра в Криттике делает человека склонным к обжорству, любителем чужих супруг; наделяет яркой наружностью и большой славой. Также ещё можно добавить, что Чандра в Криттике будет делать человека, критикующим всё подряд и недовольным всем. Такой человек также будет испытывать влечение к огню, какой-то агрессии и т.п. вещам.
Шакти Криттики — это огонь, способный всё сжигать, а потому идея, заложенная в Криттика накшатре — очищение огнём, сожжение Кармы.
Из Пурушартх Криттика курирует Каму. Буддха в Криттике будет означать достаточно агрессивный интеллект, который, однако, очень хорошо сможет себя проявить в какой-либо исследовательской работе. Гуру же в данной Накшатре – у женщин это, как правило, проблемы с мужем и конфликты с ним.
Криттика — это Ракшас, доминация негативных, демонических и агрессивных эмоций. Негатив и резкость, идущие от Криттики смягчаются, если Граха находится во Вришабхе. В Криттика Накшатре при прочих равных условиях будут рождаться лучшие хирурги, мясники и ножовщики. Тотемным животным Криттики является овца.